Это сальто открывает собой большую группу сложных, в первую очередь винтообразных, прыжков, создавая наиболее удобные условия для их выполнения, так как прямое или близкое к прямому положение тела биомеханически наиболее целесообразно для выполнения пируэтов. После энергичного курбета гимнастка, полностью выпрямляясь, заканчивает активный мах руками вверх-назад. Завершение маха должно точно совпадать с окончанием отталкивания ногами. Наиболее важный момент сальто - «набор» вращательного движения тела. При хорошем вращении гимнастка ощущает, что ноги (бедра) как бы обгоняют плечи, хотя в действительности прямое положение тела при этом в целом сохраняется. Ощущение связано с тем, что мышцы передней поверхности тела, предварительно растянутые при отталкивании, после его окончания стремятся к сокращению. Этот эффект резко усиливается и активным торможением маха руками в верхнем положении. В идеале к моменту перехода в полет тело гимнастки должно быть полностью выпрямлено. Допустимо лишь «довыпрямление» тела в полете, как бы являющееся естественным продолжением разгибания тела, производившегося на опоре при отталкивании. Это следует особо подчеркнуть, так как в практике стремление во что бы то ни стало добиться полета именно с прямым телом нередко приводит к заучиванию абсолютно неверных действий. Особенно грубой ошибкой является сальто, при котором гимнастка отходит в полет в положении прогнувшись и лишь позже - сгибанием! - выпрямляется. Приземление после сальто с прямым телом - с тенденцией к дальнейшему вращению и перемещению тела. При желании, несколько изменив начальные характеристики сальто (сделав мах руками больше назад, а само сальто больше в «ход», как говорят в практике), его можно с успехом вы¬полнить в переход и в дальнейшем использовать при изучении пируэтов в переход.
Обучение.
А. Исходная база.
1. Рондат - фляк - сальто с ранним раскрыванием.
2. Рондат - фляк - бланш (без утрированного прогибания).
3. Знакомство с техникой выполнения темпового сальто в середине комбинации.
Б. Основные упражнения.
1. Рондат - фляк - сальто с ранним раскрыванием (выполняется как настроечный элемент). Основная задача - добиться хорошего разгонного движения на рондат-фляке. Завершающее сальто в группировке оценивается лишь по высоте полета. Плотность группировки и точность ее распускания - задача второстепенная.
2. Рондат-фляк-отскок с вращательной компонентой (рис. 85). Основная задача -добиться «подхлеста» бедрами без выраженного сгибания тела. «Сваливание» плечами назад и прогибание тела - грубая ошибка! Упражнение выполняется со страховкой.
3. Рондат-фляк-отскок с вращательной компонентой и последующим переворачиванием. Основная задача - выполнять упражнение с установкой на вращательную компоненту, достаточную для полного переворачивания. Упражнение выполняется с проводкой. Наиболее важно сохранять прямое положение тела даже в случае зависания на сальто.
4. Рондат-фляк-сальто с прямым телом. Основное внимание при выполнении сальто с прямым телом необходимо обращать на согласование маха руками и отталкивания ногами. Данные действия должны обеспечивать вращательную компоненту, достаточную для самостоятельного выполнения сальто.
В. Затруднения в обучении.
Получается низкое, сильно закрученное (с провалом в груди) сальто.
1. Отталкивание произведено со «сваливанием» плечами назад. Обратиться к упражнению Г5.
2. Сильно недоснят курбет фляка. Ситуация может осложняться общим «стрикоссированием» движения. Вернуться к упражнению А1, обратив особое внимание на разгонный характер курбетов рондата и фляка.
Получается низкое, как бы опрокинутое сальто с прямым телом.
3. Движение бедрами опережает полное выпрямление тела и активный мах руками. Вернуться к упражнению Б2 и поработать над отскоком с вращательной компонентой. В случае, если «сваливание» плечами устойчиво (об этом можно судить по ощущениям страховщика), необходимо обратиться к упражнениям Г1, 2, 5.
Получается высокое, зависшее сальто с последующим сгибанием в тазобедренных суставах. Сальто похоже на высокое темповое.
4. Такое затруднение возникает в связи с несинхронностью завершения отталкивания и маха руками. Ноги как бы прилипают к опоре, и попытки сохранить прямое положение безрезультатны. Обратиться к упражнениям Г1, 2.
5. Отсутствует «подхлест» бедрами. Обратиться к упражнению Г6, акцентируя внимание на темповом «подхлесте» без сгибания в тазобедренных суставах.
Получается «стрикоссированное» сальто с прямым телом.
6. Такая ситуация возможна лишь в исключительных случаях - при хорошей физической подготовке гимнастки. Причина затруднения - недостаточное переместительное движение. Вернуться к упражнению А1, обратив основное внимание на разгон рондат-фляка. Целесообразно также поработать над сериями разгонных фляков с места, после чего вернуться к упражнению Б1.
Г. Вспомогательные упражнения.
1. С места отскок с вращательной компонентой. Требования те же, что и в упражнении Б2.
2. «Обкручивание» сальто с прямым телом с батута в яму. (Возможно выполнение данного упражнения с трамплина в яму или на поролоновые маты.)
3. Сальто прогнувшись с места. Основное внимание уделяется мощному, синхронному с отталкиванием маху руками (рис. 87).

4. Сальто с прямым телом с полной проводкой от начала и до приземления (рис. 88). Такая пассивная (для исполнителя) форма сальто предназначена только для отработки закрытой осанки в полете.
5. С места отскоки в высокую стойку на лопатках на постепенно повышающуюся горку матов. Упражнение предназначено для формирования навыка высокого отскока без «сваливания» плечами назад с вращательной компонентой.
6. Лежа у стенки на покатой горке, держась за рейку на уровне головы, выход в стойку на лопатках одним темпом. Основное внимание на «подхлест» бедрами. (Упражнение выполняется с помощью.)